Основные сведения о сплавах металлов (основы общей технологии металлов)
Описание технологических процессов литья
Литье в одноразовые формы
Литье в полупостоянные формы
Литье в металлические формы
Полунепрерывное литье
Специальное литье
Литье неметаллических материалов
Дефекты отливок
Термообработка металлов и сплавав
Правила безопасности в литейном производстве
Общие правила безопасности для металлургических предприятий
Современные технологии металлургии
Организация производства в промышленности.
Представление об устройствах и принципах действия автоматических систем.
Общие сведения из технической механики
Чтение чертежей
Общие сведения из электротехники
Фото галерея литейщика
Общие правила устройства электроустановок
Канализация электроэнергии
Безопасность несущих конструкций
Электробезопасность производства
Трубопроводы
ПОТ при эксплуатации электроустановок
Межотраслевые правила по охране труда в литейном производстве
Правила по охране труда при выполнении кузнечно-прессовых работ
Правила по охране труда при холодной обработке металлов
Карта сайта
Популярная металлургия
Статьи по металлургии
 
 

 

Дефекты отливок - Ужимины


Опасность образования ужимин увеличивается с повышением степени уплотнения формы, в частности при прессовании с высоким давлением. С увеличением степени уплотнения формы значительно возрастают температурные напряжения и модуль упругости уплотненной формовочной смеси. Прочность зоны конденсации растет значительно слабее. Критерий затрудненного ужиминообразования увеличивается значительно меньше, чем критерий незатрудненного, а опасность появления ужимин больше для отливок сложной конфигурации. Неравномерность уплотнения крупных форм приводит к значительной разнице температурного расширения и напряжений отдельных участков формы. При нагреве заполняющим форму расплавом поверхностные корки более уплотненных участков, сдвигаясь в сторону менее уплотненных, отслаиваются и на отливках образуются ужимины.

Экспериментально установлено, что с повышением температуры заливки критическое время заливки вначале уменьшается, а затем несколько увеличивается. При заливке форм сталью с температурой выше 1500°С критический промежуток времени заливки изменяется незначительно.

При литье в сухие формы ужимины на отливках образуются значительно реже, чем при литье в сырые формы. Поскольку is подобных формах отливают средние и крупные отливки, длительность заливки которых достигает нескольких минут, поверхностные слои интенсивно прогреваются и в них возникают значи­тельные температурные напряжения. При длительном выстаивании перед заливкой поверхностные слои сухих форм поглощают воду из атмосферы и в них возможно образование зоны конденсации влаги.

Образование ослабленной зоны конденсации влаги в сухой форме обусловливается наличием в ней не только свободной, но и связанной воды. Например, в огнеупорной глине содержится около 10% связанной влаги, которая не удаляется при сушке формы. Поэтому при увеличении содержания в смеси глины низкого качества повышается содержание влаги в зоне конденсации. К этому может также привести недостаточная просушка формы, длительное простаивание сухих стержней в сырой форме или сухой формы перед заливкой и т. д. При наличии в сухой форме зоны конденсации влаги механизм отслоения ее поверхностных слоев и образования ужимин аналогичен механизму образования ужимин на отливках, получаемых в сырых формах.

Ужимины образуются также вследствие теплового и механического воздействия струи жидкого расплава на отдельные участки

формы в период ее заполнения. В этом случае поверхностные слон формы могут отслаиваться, а затем под действием удара струи расплавленного металла разрушаться и смываться. Развитие ужимин происходит не постепенно, а скачкообразно, после определенного критического промежутка времени воздействия жидкого металла на поверхность формы. По истечении критического времени число дефектов увеличивается с увеличением продолжительности воздействия струи расплава.

Ниже приведено критическое время образовании ужимин при термомеханическом воздействии струи жидкого металла в зависимости от состава формовочной смеси при заливке сталью 35Л опытной формы:



 
 
 
 

 
   
 
 
Реклама