Основные сведения о сплавах металлов (основы общей технологии металлов)
Описание технологических процессов литья
Литье в одноразовые формы
Литье в полупостоянные формы
Литье в металлические формы
Полунепрерывное литье
Специальное литье
Литье неметаллических материалов
Дефекты отливок
Термообработка металлов и сплавав
Правила безопасности в литейном производстве
Общие правила безопасности для металлургических предприятий
Современные технологии металлургии
Организация производства в промышленности.
Представление об устройствах и принципах действия автоматических систем.
Общие сведения из технической механики
Чтение чертежей
Общие сведения из электротехники
Фото галерея литейщика
Общие правила устройства электроустановок
Канализация электроэнергии
Безопасность несущих конструкций
Электробезопасность производства
Трубопроводы
ПОТ при эксплуатации электроустановок
Межотраслевые правила по охране труда в литейном производстве
Правила по охране труда при выполнении кузнечно-прессовых работ
Правила по охране труда при холодной обработке металлов
Карта сайта
Популярная металлургия
 
 

 

Дефекты отливок - Ужимины

Оглавление
Дефекты отливок - Ужимины
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7

Ужимины.

Быстрый нагрев рабочей полости формы может вызвать образование на поверхности отливок дефектов, называемых ужиминами. Чаще всего они представляют собой утолщение на поверхности отливки, под которым находится полость, заполненная формовочным материалом. В зависимости от условий образования ужимины могут иметь вид неглубоких вытянутых канавок или впадин, тонких плоских, неправильной формы наростов, сопровождающихся значительными песчаными включениями. Иногда образуются ужимины, в которых отсутствует прослойка формовочной смеси, удалить их весьма трудно.

В процессе заливки поверхностные слои формы быстро высыхают, а испаряющаяся из них влага перемещается в менее прогретые слои формы, где конденсируется, образуя малопрочную зону со значительно повышенной (по сравнению с первоначальной) влажностью и температурой около 100° С. Существенной особенностью этой зоны является резко выраженная граница. Условно эту зону принято называть зоной конденсации влаги. С увеличением длительности воздействия тепла жидкого металла зона конденсации удаляется от поверхности в глубь формы, а температура поверхности формы и расстояние от нее до зоны конденсации влаги быстро возрастают.

Формовочные смеси при нагреве расширяются. Кроме того, при температуре 573°С изменяется кристаллическое строение кварцевого песка, сопровождающееся дополнительным увеличением объема. Расширение формовочных и стержневых смесей при их нагреве расплавленным металлом сопровождается линейными и объемными изменениями. В начальный период прогрева поверхностных слоев формы вследствие теплового расширения зерна песка стремятся выдавить разделяющие их связующие в поры формы. Кроме того, органические связующие выгорают, освобождая межзеренные прослойки. В этом периоде внешние размеры рабочей полости формы практически не увеличиваются. В последующий период нагрева поверхностные слои формы (или стержня) расширяются. Свободному расширению этих слоев формы препятствуют соединение участка формы, и в поверхностной корке возникают сжимающие температурные напряжения. Величина температурных напряжений характеризуется нагрузкой, которую необходимо приложить для преодоления расширения образца формовочной или стержневой смеси и сохранения его начальной высоты при нагреве.

Под действием этих напряжений возможно отслоение и разрушение поверхностной корки формы вдоль зоны конденсации влаги. В результате первоначальная геометрия полости формы искажается. Заполняющий форму металл воспроизводит все нарушения целостности формы, что приводит к возникновению па поверхнocти отливки дефектов, называемых ужиминами. Характер отслоения поверхности формы зависит от ее геометрии. Если верхняя плоскость полости формы гладкая, без углублений и пазов, то свободное расширение корки по длине невозможно. Тогда наблюдается затрудненное ужимино-образование. Под действием тепла расплавленного металла в форме возникает зона конденсации влаги. Действующие в процессе заливки формы в поверхностной корке напряжения непрерывно изменяются и в определенный момент достигают критической величины. При напряжениях, равных критическим, плоская форма корки еще сохраняется. Если напряжения превысят критическое значение, то поверхностная корка начнет прогибаться, мгновенно отрывается от наиболее слабого места формы — зоны конденсации влаги и может разрушиться. Абсолютная величина прогиба корки невелика, и в момент отслоения заметного выпучивания не наблюдается.

При быстром заполнении формы и высоком металлостатическом давлении отслоившаяся корка может быть прижата на свое прежнее место и дефекта отливки может вообще не возникнуть. По мере увеличения длительности заливки формы и, следовательно, увеличения длительности теплового излучения расплава на ее поверхность, толщина высушенной корочки возрастает. Одновременно возрастают и действующие в ней сжимающие усилия, что приводит к резкому увеличению прогибов поверхностной корки. Вследствие увеличения линейных размеров поверхностной корки при нагреве при недостаточном давлении жидкого металла она не будет полностью прижата к своему месту, и на поверхности отливки образуется борозда, соответствующая по конфигурации выпуклой корке. Если перед окончанием заполнения прогнувшаяся корка даст трещину в наиболее растянутых наружных слоях, то расплав проникает в образовавшиеся щели. При этом в зависимости от скорости заполнения такой формы и свойств формовочной смеси образуются просечки или собственно ужимины.



 
 
 
 

 
  Подарки сувениры  
   
 
 
Реклама